Типы воспитания в семье и развитие психологических и эмоциональных расстройств у ребенка

Тип воспитания влияет на формирование определенных черт характера ребенка.

Типы неадекватного родительского воспитания:

  1. Гиперпротекция потворствующая

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи.

Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают.

В результате у ребенка усилены эгоцентрические тенденции развития личности. Недостаточно усваиваются нравственные нормы, что затрудняет формирование коллективистической направленности. Потворствование родителей исполнению всех желаний ребенка препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

У ребенка формируются демонстративные черты личности.

Гиперпротекция доминирующая

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг.

Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера родителя, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты.

У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.

Воспитание, характеризующееся теплыми отношениями, при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость.

Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого (инфантильность).

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности, а далее негативно скажется на развитии самостоятельности, формировании чувства долга и ответственности ребенка.

  1. Гипопротекция потворствующая

Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. Гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением – формально проявляют заботу и внимание.

Это приводит к отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка. Часто это приводит к отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Доминирующая гипопротекция (безнадзорность). Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда.

Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные.

Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

На эту ситуацию дети реагируют по-разному:

Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых (ищут замену).

Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме.

Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.

 

  1. Повышенная моральная ответственность.

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям.

Стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.

Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна!

У ребёнка формируется тревожно-мнительная (боязливая) акцентуация личности.

Преобладание рационального («ты должен») аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

  1. Эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Нежеланный ребенок, например. Ребенок в такой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Этот стиль воспитания ведет к формированию у ребенка невротических расстройств.

  1. Жестокое обращение.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание,  злоупотребление наказаниями, избивание ребенка, лишение его удовольствий, не удовлетворение его потребностей), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка. В итоге, неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения.

  1. Воспитание в культе болезни.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании, родители формируют у ребенка образ «больного», проявляют особую заботу.

В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею».

Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

  1. Противоречивое воспитание.

Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному – и наоборот.

Это беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи.

Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать.

Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи.

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка.

Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется.

Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия.

Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.

Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство,высокая  тревожность,неуверенность, низкая неустойчивая самооценка.

Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Итак, тип воспитания влияет на формирование определенных черт характера.

И только теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.

Мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами взаимодействия в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у ребенка.

 

В случае выявления последствий негармоничного воспитания на личность ребенка необходима перестройка отношений  с ребенком, оптимизация поведения родителей по воспитанию ребенка.